Ирландия запускает Personal Investment Account: первые €50 000 инвестиций освободят от ежегодного налога

Ирландия готовит крупную реформу налогообложения частных инвестиций. В рамках Budget 2027 правительство раскрыло параметры нового Personal Investment Account (PIA), который должен сделать инвестиции проще и понятнее для обычных жителей страны.

Главная цифра составляет €50 000. Именно такой необлагаемый порог предусмотрен для нового инвестиционного счёта. При этом максимальный ежегодный взнос составит €12 000.

Если стоимость активов превысит €50 000, появится ежегодный налог. Его ставка составит 1% от суммы превышения. Новая система должна заработать в 2027 году.

Правительство объясняет цель PIA довольно просто. Многие жители Ирландии хранят сбережения на банковских счетах, однако значительно меньше людей инвестируют их на фондовом рынке.

Как будет работать Personal Investment Account

PIA нельзя считать точной копией британского Stocks & Shares ISA. В Великобритании деньги внутри ISA могут расти без налога на инвестиционный доход, тогда как Ирландия выбрала другую модель.

Налог будет рассчитываться исходя из стоимости активов на счёте. При этом первые €50 000 не будут попадать под ежегодный сбор.

Например, если инвестор накопил на PIA €40 000, ежегодного налога не возникает. Если стоимость счёта достигнет €60 000, налогооблагаемая сумма составит €10 000. При ставке 1% налог будет около €100 в год.

Если портфель вырастет до €100 000, налог будет выше. В этом случае облагается €50 000 сверх порога, а ежегодный налог составит около €500.

Важно понимать, что €50 000 не являются максимальным размером счёта. Это только налоговый порог.

Сколько можно инвестировать

Правительство также ограничивает ежегодные взносы. Максимально в PIA можно будет вносить €12 000 в год, то есть в среднем €1 000 в месяц.

Следовательно, без учёта инвестиционного роста понадобится более четырёх лет, чтобы внести €50 000 собственных средств. При этом минимального обязательного взноса не предусмотрено, как и минимального срока владения счётом.

PIA создаётся как индивидуальный инвестиционный счёт. Поэтому семейная пара потенциально сможет использовать два отдельных счёта с совокупным объёмом новых взносов до €24 000 в год.

Во что можно инвестировать через PIA

Выбор инструментов будет достаточно широким. Через PIA планируется разрешить инвестиции в акции, облигации, ETF, инвестиционные фонды и другие подходящие биржевые инструменты.

При этом некоторые активы будут исключены. Например, через PIA нельзя будет покупать криптовалюты. Также в схему не должны войти сложные деривативы и другие высокорискованные продукты.

Что произойдёт с deemed disposal

Это одна из самых важных частей реформы. Сегодня многие инвесторы в Ирландии сталкиваются с правилом deemed disposal, особенно при инвестициях в ETF и фонды.

В рамках PIA этот механизм применять не планируется. Вместо этого будет действовать новая система ежегодного налога на стоимость счёта сверх установленного порога.

Таким образом, отдельный deemed disposal каждые восемь лет для активов внутри PIA не потребуется. Однако создание нового счёта не означает полной отмены этого правила для всех инвестиций в Ирландии.

Инвестиции за пределами PIA продолжат регулироваться обычными налоговыми правилами. Более широкая реформа этой системы рассматривается отдельно.

Back to top button